Нейропсихология сегодня — стремительно развивающаяся в России наука. А еще это — очень модное направление: специалисты в этой сфере пользуются большой популярностью.
В статье поговорим о том, что такое нейропсихология, кому она действительно нужна и какие задачи может решить нейропсихолог.
Основоположником этого научного направления считают советского психолога А.Р. Лурия. Нейропсихология детского возраста в последние годы выделилась в самостоятельную область науки. Итак, что же это такое?
Нейропсихология — это наука о мозговой организации памяти, внимания, мышления, восприятия, речи и других психических процессов, их формировании и развитии в процессе роста и развития ребенка, а также их нарушениях.
Известно, что за психические процессы отвечают разные зоны головного мозга. Например, в запоминании (мы говорим об образной, механической и кратковременной памяти) участвуют одновременно несколько зон мозга, образуя что-то наподобие цепочки.
Если одно из звеньев цепочки сломается, выпадет или останется недоразвитым, то и сама цепочка «порвется», процесс не будет совершенным. На практике это может проявиться, например, в виде трудностей при запоминании образа буквы, и как следствие мы получим неправильное написание всего слова.
Причинами нарушений могут стать такие поражения мозга, как черепно-мозговые травмы, опухоли, кисты, а также недоразвития определенных зон мозга. Последствия отражаются на поведении ребенка, сказываются на обучении, проявляются в трудностях чтения, письма, счета.
Есть, однако, во всем этом и положительный момент. Если выявить нарушения, то соответствующие зоны мозга можно развить, выработать необходимые алгоритмы, повышающие мозговую активность, и «нарастить» мозговые связи с помощью нейрокоррекции.
Для успешной коррекции необходимо верно выявить причину (найти то самое «сломанное» звено) и регулярно выполнять индивидуальный комплекс упражнений, подобранный врачом для ребенка.
Важно отметить, что назначения должен давать только нейропсихолог. Часто родители самостоятельно покупают для занятий разные пособия. Например, сегодня очень популярны «нейропрописи», с помощью которых дети тренируются рисовать одновременно двумя руками. Но действительно ли они нужны конкретному ребенку для решения его конкретных проблем — решить сможет только специалист после проведенной диагностики.
Однако есть пособия и игры, которые можно посоветовать всем ребятам для общего развития.
Самая веселая и летняя рекомендация — нейроскакалка! Это увлекательная игрушка, кардиотренажер и отличный способ развить координацию движений, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания и физическую выносливость.
Как с ней играть? Кольцо надевается на ногу, скакалку одной ногой раскручивают, а второй ногой нужно перепрыгивать через ее ось. Можно крутить как по часовой стрелке, так и против, как на правой ноге, так и на левой.
Вы удивитесь тому, что можно сделать с одной лишь скакалкой. Дети настолько изобретательны, что в процессе игры сами начинают придумывать различные комбинации с прыжками или двигательными и танцевальными элементами. Радость и польза — гарантированы!