Умение говорить правильно и красиво — важный навык для успешной жизни, которым обязательно нужно овладеть. Если вы понимаете другого человека и четко доносите до него свои мысли, то сможете продуктивно сотрудничать и даже подружиться.
Давайте поговорим подробнее, что же такое искусство речи и из чего оно складывается? Выделяют пять основных компонентов:
1. Техника речи — это, прежде всего, правильно поставленные дикция и голос, речевое дыхание и артикуляция. Именно дыхание лежит в основе речи, от него зависят чистота и красота голоса.
2. Тембр голоса. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным и даже завораживающим тембром голоса. Это тоже приобретенный навык. Развить певучесть и мелодичность помогают уроки вокала.
3. Интонация. Речь не должна быть монотонной. Не забывайте окрашивать ее интонациями. Для этого есть простое упражнение — чтение и рассказывание вслух стихов, сказок, историй с различной интонацией, «по ролям» — меняйте голос в зависимости от того, чьи реплики читаете или произносите.
4. Правильная дикция. Тут на помощь приходит артикуляционная гимнастика, массаж и специалист по речи — логопед. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой.
5. Словарный запас. Чтобы сделать речь ребенка богаче, старайтесь каждый день учить хотя бы одно новое слово. Читайте с ним произведения художественной литературы, не бойтесь заглядывать в словари: толковые, этимологические и фразеологические.
2. Тембр голоса. Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным и даже завораживающим тембром голоса. Это тоже приобретенный навык. Развить певучесть и мелодичность помогают уроки вокала.
3. Интонация. Речь не должна быть монотонной. Не забывайте окрашивать ее интонациями. Для этого есть простое упражнение — чтение и рассказывание вслух стихов, сказок, историй с различной интонацией, «по ролям» — меняйте голос в зависимости от того, чьи реплики читаете или произносите.
4. Правильная дикция. Тут на помощь приходит артикуляционная гимнастика, массаж и специалист по речи — логопед. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой.
5. Словарный запас. Чтобы сделать речь ребенка богаче, старайтесь каждый день учить хотя бы одно новое слово. Читайте с ним произведения художественной литературы, не бойтесь заглядывать в словари: толковые, этимологические и фразеологические.
В «Летово Джуниор» мы уделяем большое внимание развитию речи ребят на уроках и внеклассных мероприятиях, однако родители также принимают в этом активное участие. Наши speech therapists, Анна Хачикьян и Анна Третьякова, подготовили рекомендации, которые помогут родителям дома:
1. Покажите ребенку на собственном примере, как нужно говорить.
Возьмите стихотворение из программы детского утренника. Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним и красиво прочтите его. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы и четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.
Возьмите стихотворение из программы детского утренника. Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним и красиво прочтите его. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы и четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное.
2. Внимательно и как можно чаще слушайте своего ребенка.
Активное слушание очень важно. Оно позволяет нам вовремя поправить неправильно произнесенные слова и объяснить их значение, исправить ошибочные ударения в словах (тОрты, а не тортЫ, бАнты, а не бантЫ) и предложениях (так называемое логическое ударение), обратить внимание на неправильный порядок слов, затрудняющий понимание сказанного, а также поправить скорость речи («говори медленнее, проговаривай слова»).
Пусть вы не понимаете, о чем именно говорит вам ребенок. Важнее всего, что он это делает, пробует свой голос, слушает его звучание. Может быть, вы не поправите все его ошибки и не ответите на все вопросы, но вы уделили ему внимание и «выслушали».
Активное слушание очень важно. Оно позволяет нам вовремя поправить неправильно произнесенные слова и объяснить их значение, исправить ошибочные ударения в словах (тОрты, а не тортЫ, бАнты, а не бантЫ) и предложениях (так называемое логическое ударение), обратить внимание на неправильный порядок слов, затрудняющий понимание сказанного, а также поправить скорость речи («говори медленнее, проговаривай слова»).
Пусть вы не понимаете, о чем именно говорит вам ребенок. Важнее всего, что он это делает, пробует свой голос, слушает его звучание. Может быть, вы не поправите все его ошибки и не ответите на все вопросы, но вы уделили ему внимание и «выслушали».
3. Запишите выступление ребенка на диктофон (веб-камеру, камеру телефона и т. д.).
Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дайте ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсудите, как он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что — не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего маленького оратора. После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и ваши записи будут с каждым разом все лучше.
Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дайте ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсудите, как он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что — не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего маленького оратора. После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и ваши записи будут с каждым разом все лучше.
4. Предоставьте ребенку свободу выбора.
Если есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Строки, которые пришлись ему по душе и значение которых он понимает, малыш выучит с гораздо большим удовольствием, чем навязанное стихотворение.
Если есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Строки, которые пришлись ему по душе и значение которых он понимает, малыш выучит с гораздо большим удовольствием, чем навязанное стихотворение.
5. Читайте, читайте и еще раз читайте!
Если ребенок еще не умеет читать, делайте это сами и как можно чаще. Конечно же, читать вслух нужно с выражением и так, чтобы малыш на подсознательном уровне понял, как нужно говорить, чтобы тебя слушали с интересом.
Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. Медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ему передохнуть и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно.
Если ребенок еще не умеет читать, делайте это сами и как можно чаще. Конечно же, читать вслух нужно с выражением и так, чтобы малыш на подсознательном уровне понял, как нужно говорить, чтобы тебя слушали с интересом.
Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. Медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ему передохнуть и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно.
6. Хвалите ребенка, замечайте все его успехи.
Очень важно, чтобы в процессе обучения ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец и способный ученик, что у него обязательно все получится. Похвала может выглядеть примерно так: — «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»; — «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»; — «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»; — «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»; — «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т. д.
Очень важно, чтобы в процессе обучения ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец и способный ученик, что у него обязательно все получится. Похвала может выглядеть примерно так: — «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь»; — «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец»; — «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация»; — «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!»; — «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т. д.
Именно ваша непоколебимая вера и безграничная любовь делает ребенка уверенным в себе человеком, а это крепкий фундамент будущего успеха малыша.
Узнать больше о развитии речи детей вы сможете из книжной подборки наших логопедов:
«Дыхательная гимнастика», А.Н. Стрельникова;
«Риторика для дошкольников», Ольга Ельцова;
«Увлекательные упражнения для развития речи и навыков письма», Олеся Жукова;
«3000 заданий для развития речи», О.В. Узорова;
«350 логопедических упражнений», Ю.А. Новиковская.
«Дыхательная гимнастика», А.Н. Стрельникова;
«Риторика для дошкольников», Ольга Ельцова;
«Увлекательные упражнения для развития речи и навыков письма», Олеся Жукова;
«3000 заданий для развития речи», О.В. Узорова;
«350 логопедических упражнений», Ю.А. Новиковская.
Мы желаем вам успехов и пусть у вас всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком!